В эпоху постоянной рыночной конкуренции патент, т.е. согласно определению Патентного ведомства, право на исключительное использование изобретения в целях получения прибыли в течение определенного периода и на определенной территории*, является основная форма защиты интересов ее владельца. Патентообладатель имеет все права на использование запатентованного изобретения, распоряжение им и получение выгод, вытекающих из него. Другими словами, патент дает его владельцу право на исключительное использование его идеи в бизнесе. Предлагаем вам ознакомиться с информацией о том, как подать заявление на патент в налоговую.
Что дает патент?
Среди основных
преимуществ патента стоит выделить такие:
- получение монополии на созданное решение — патент является правовой основой, не позволяющей третьим лицам воспроизводить предмет патента без согласия его владельца. Это позволяет эффективно ограничивать деятельность прямых конкурентов, так как препятствует несанкционированному внедрению аналогичных решений;
- законодательно урегулированная основа использования изобретения — одним из основных преимуществ получения патента является его относительно простая проверяемость — как по содержанию и объему, так и по действующему уполномоченному субъекту и дате его подачи. Следствием отсутствия патентной документации часто являются трудности с получением доказательств, которые четко указывали бы, когда и какое изобретение было разработано и кто является его владельцем, особенно когда за прошедшие годы произошли преобразования и корпоративные изменения. Это затрудняет не только подготовку доказательств, например, в деле о нарушении прав, но и доказательство другой стороне, например, лицензионного соглашения, что данное изобретение принадлежит нам.
- увеличение стоимости компании – помимо самостоятельного распоряжения запатентованным изобретением, например, путем производства и реализации готового продукта, существуют и другие формы получения финансовой выгоды от патента как самостоятельного объекта торговли. Предоставление согласия на использование изобретения, защищенного патентом, третьим лицам обеспечивает его владельцу источником циклических доходов, вытекающих из лицензионного соглашения. Еще одним решением, позволяющим получить дополнительный доход, является продажа патента, но в этом случае владелец теряет все права на изобретение в обмен на единовременную финансовую выгоду;
- укрепление позиций на рынке – покрытие новых решений патентной защитой открывает перед патентообладателем множество возможностей в плане укрепления позиций на рынке. Патентная деятельность выливается в создание положительного имиджа бренда и повышение его стоимости, что выливается, в том числе, в увеличение шансов на привлечение инвесторов, которые с большей вероятностью будут заинтересованы в решении, на которое получена монополия. Патентная защита также позволяет выходить на новые рынки или заключать выгодные торговые соглашения. Укрепление позиций на рынке в результате увеличения патентной активности может также окупиться за счет налаживания сотрудничества с новыми субъектами;
Патентная
стратегия
Дополнительные преимущества патентования можно получить, выбрав соответствующую патентную стратегию. Пассивная стратегия, заключающаяся в ограничении патентной охраны до необходимого уровня, и стратегия защиты, предполагающая охрану решений, необходимых в осуществляемой деятельности, как правило, не гарантируют дополнительных и существенных рыночных преимуществ. С другой стороны, использование активной стратегии, заключающейся в создании максимально обширного и адаптированного к профилю бизнеса патентного портфеля, значительно снижает активность потенциальных конкурентов и дополнительно укрепляет и закрепляет рыночные позиции патентообладателя. .
В зависимости от целей, которые планируется достичь в результате применения активной стратегии, они могут принимать различные формы. Один из них заключается в том, чтобы окружить ведущий патент рядом других, менее значимых патентов, которые в совокупности блокируют использование ведущего патента даже после истечения срока его действия. В результате фактическая патентная защита может быть длиннее, чем это теоретически возможно. Другое решение – стремиться к максимальному расширению патентного портфеля, чтобы ограничить возможности конкурентов патентной охраной собственных решений в конкретной области.